Уведомление налоговой о счете
После открытия счета необходимо уведомить налоговую. Бланк уведомления продается в самой налоговой. Он заполняется и отдается в окно по приему документов. У меня вся процедура заняла 10 минут.
После открытия счета необходимо уведомить налоговую. Бланк уведомления продается в самой налоговой. Он заполняется и отдается в окно по приему документов. У меня вся процедура заняла 10 минут.
Открывать расчетный счет для индивидуального предпринимателя не обязательно. Однако я решил открыть его, так как с ним проще будет разделять «свои» деньги и деньги от предпринимательства, а так же вести отчетность.
Мой любимый Сити с мелким бизнесом не работает, поэтому пришлось открыть расчетный счет в другом банке. Выбирал банк я по простым критериям:
Под эти критерии мне подошёл ИМПЭКСБАНК, который к тому же в этом году окончательно сливается с Райффайзеном. Так что, надеюсь, обслуживание счета будет без проблемным, да и кредиты потом там проще получить будет.
Для открытия счета в банке мне дали пакет документов. Дополнительно потребовалось ещё заверить у нотариуса копию свидетельства о регистрации ИП и банковскую карточку.
Как только индивидуального предпринимателя не называют: и ИП, и ПБОЮЛ, и ЧП, и ИЧП. Хотя, насколько я разобрался, официальное название одно — индивиадульный предприниматель, о чём нам говорит НК:
Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ещё часто встречается термин ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица). Однако я не понял, откуда он появился, так как ни в НК РФ ни в ГК РФ этот термин не фигурирует. Фигурирует только индивидуальный предприниматель (ИП).
Раньше ещё существовало индивидуальное частное предприятие (ИЧП или просто ЧП), но эта форма деятельности уже достаточно давно упразднена.
Особености ведения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:
Когда приехал в центр регистрации, то кругом была куча плакатов и баннеров с рекламой компаний-посредников по регистрации, которые обещали всё сделать.
Цена регистрации ИП под ключ — около 3000 рублей. Ещё была услуга заполнения заявления на регистрацию — 500 рублей. А не заплатить ли и сэкономить кучу времени?
Отвечаю: не платить.
Мои расходы составили: 400 рублей пошлина и около 200 рублей на ксероксы, бланки и нотариуса.
Заявление заполнить не составляет труда, так как в центре висят образцы. Потребуется только выбрать коды ОКВЭД (их список найти в интернет — не проблема).
У нотариуса и при подаче заявления вам все равно потребуется присутствовать лично. Так что сильно много времени компания-посредник вам не сэкономит.
Наверно при регистрации ООО или АО будет наверно необходимо участие профессионалов, так как там и документов больше, и разбираться в тонкостях надо будет дольше. Но зарегистрироваться самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя нет никаких проблем, чему, надеюсь, помогут и мои заметки о регистрации.
Сегодня, 15 января 2007 года, я официально зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и мне присвоен соответствующий номер ОГРНИП.
Регистрация прошла без особых проблем, правда, как обычно у нас, не идеально: что-то там не работало в Москве и за парой документов надо будет ещё раз приехать через пару дней.
Как выяснилось сейчас регистрироваться очень просто (по крайней мере у нас в Питере). Реализуется принцип «единого окна», в которое нужно отдать необходимые для регистрации документы и получить документы уже о регистрации.
На улице Профессора Попова 39 находится «Единый центр регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в том же здании, что и налоговая и центр статистики), в котором всё достаточно грамотно организовано.
На входе есть ларёк где продаются все необходимые бланки (и для регистрации, и для отчетности). На стендах висят образцы заполнения бланков, по которым можно ещё раз свериться.
В 5 минтах ходьбы работает нотариус, у которого я заверил заявления не регистрацию ИП.
В самом центр стоит автоматизированная система управления очередями, так что никакой толкучки. Получаете на входе талончик с номером в нужное окно, на котором написано, сколько перед вами стоит ещё людей. Когда я сдавал документы, очередь к автомату была человек 30. Однако движется она очень быстро. К тому же, у автомата стоит человек, который у каждого спрашивает куда им нужно и проверяет наличие необходимых документов.
В общем на сдачу документов я потратил часа 3, включая заполнение документов, путешествие к нотариусу и очередь. Так что всё быстро и без заморочек, если предварительно разобраться куда и что тебе надо.
При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо указать виды своей экономичесой деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Для себя и своей компании я подобрал следующие коды:
В принципе возможно ещё понадобится «74.40 — Рекламная деятельность», но раньше этот вид был лицензируемым, но сейчас уже вроде как нет. В общем пока указывать не буду.
С формой деятельности я уже определился. Надо определиться теперь определиться с налоговым режимом.
Как уже я отмечал ранее, основное преимущество ведения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — это минимизация налогов. Получается платить даже меньше подоходного налога — 6% вместо 13%. Существует 4 налоговых режима или системы налогобложения:
ОСН — это уплата всех налогов (НДС, ЕСН и т.п.). На ОСН все вновь регистрируемые ИП и юр. лица попадают по-умолчанию.
Без бухгалтера во всех заморочках не разобраться, да и налогов платить кучу, поэтому эту систему сразу отбрасываем.
Какое название, такой и вывод — не подходит.
В народе — «вменёнка». Эту систему не выбирают — она сама вас находит. Если вы занимаетесь определенными видами деятельности, то использование ЕНВД является обязательным. Список этих видов деятельности определяется муниципальными органами. Мои виды деятельности под ЕНВД не подпадают ни в Питере ни где бы то ни было ещё, так что эту систему тоже пропускаем.
В народе - "упрощенка". Применение УСН предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и НДС (кроме ИНДС).
Уплачивается единый налог по одному из вариантов:
В уменьшении доходов на величину расходов без бухгалтера опять не разберешься, поэтому выбираем 6% с доходов.
Выбор налогового режима во многом зависит от вида деятельности, наличия наёмных работников, оборотов, запросов клиентов (могут не согласиться работать с предприятием на УСН).
Для меня самой оптимальной оказалась упрощенная схема налогообложения с уплатой 6% с доходов.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для регистрации потребуются:
Еще потребуется заявление о переходе на УСН в двух экземплярах, если переход необходим.
Все документы сдаются в единый центр регистрации (у нас в Питере, в других городах наверно в налоговую инспекцию). По закону, через 5 рабочих дней вы должны быть зарегистрированы и получить все необходимые документы.
Заниматься предпринимательством можно либо в качестве физического лица (индивидуального предпринимателя), либо в качестве юридического лица.
Если нет планов иметь наёмных работников, то зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя — наиболее оптимальный вариант. И с точки зрения налогообложения и с точки зрения обналичивания денег. Получили деньги, заплатили 6% Путину (при УСН 6%) и всё — деньги ваши личные!
Если будут требоваться наёмные работники, то в принципе их можно нанимать и являясь индивидуальным предпринимателем, хотя у «наемников» могут возникнуть вопросы по этому поводу.
Наверно самый недостаток индивидуального предпринимателя - ответственность всем своим имуществом. Мой бизнес в принципе не рискованный и договор у меня конечно не на 100 страниц, как в США, но все равно многих клиентов удивляет своей толщиной.
Преимущества ИП:
Недостатки ИП:
Тут в России достаточно много разных форм. Самые распространенные: общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (закрытого и открытого типов, АОЗТ и ОАО).
Меньше заморочек с открытием и поддержанием ООО. АОЗТ или тем более ОАО открывать и поддерживать сложнее и дороже.
Потребуется директор и бухгалтер. Эти функции может совместит и один человек, но едва ли кто захочет это делать.
Преимущества ООО:
Недостатки ООО:
Для self-employed самая подходящая форма деятельности — индивидуальный предприниматель. Им и будем регистрироваться.
Вместе с формой деятельности необходимо ещё выбрать форму налогообложения, но об этом в следующих заметках.